Диагноз: «Высокая болезнь»

Автор: Марина Вдовик (Ноздрюхина)     Категория: Репортажи

Я уже неоднократно говорила здесь о том, как важно, чтобы литературные мероприятия не сводились к простому чтению стихов со сцены, как важно, чтобы не только зритель, но и сам автор выносил что-то со встречи: не просто положительные впечатления, но и то, что позволит ему расти дальше, понять своё место в литературном процессе, разобраться в собственном творчестве, увидеть себя глазами других. Встреча «По-этический диагноз», которая была организована Кристиной Кармалитой и Вячеславом Ковалевичем 21 ноября в «Агарте», оказалась именно такой. Поэты, впервые вышедшие на сцену, не просто попробовали себя в роли ораторов, но и услышали компетентное мнение о своих произведениях. «Судили» выступавших Сергей Самойленко, Борис Гринберг, Антон Метельков и Виталий Красный. К сожалению, высказывания жюри носили в основном слегка «комплиментарный» характер, хотя не обошлось и без некоторых колкостей. Не смотря на то, что мнение «корифеев» звучало вполне искренне, иногда мне казалось, что они боятся ранить тонкую поэтическую душу. Хотя, может быть, это и правильно, ведь многие выступали действительно впервые и сильно волновались. Но мне всё-таки не хватило критической остроты, литературоведческого накала и спора мнений.

Первой выступала Дарья Жданова. Лично для меня она стала главным открытием вечера. Я давно ждала таких стихов — стихов, в которых наш Новосибирск заиграл бы своими истинными красками. Представлены были не только социальные жизненные произведения, но и посвящения «любимому мужчине» Дарьи (по её собственным словам) — Фёдору Михайловичу Достоевскому.

Вот здесь можно почитать стихи Дарьи и составить собственное мнение. А диагноз профессионалов был прост: «Человек явно болен. Болен поэзией». Борису Гринбергу не хватило как раз той лирики, которую Даша (как она сказала перед началом выступления) вычистила из своей программы. А Виталий Красный заметил, что в каждом стихотворении этого автора есть один и тот же персонаж – «ангел, брошенный в ад».

А вот что говорит о впечатлении от выступления сама Даша:

«Это удивительно, но люди действительно слушали, отвлеклись от разговоров и еды. Мне даже показалось, что кто-то услышал меня и кому-то, на удивление, понравилось».

Следующим был Юрий Горбачев. Сам он назвал свои стихи отходами основного «производства» – блюза. Мне же его произведения показались довольно затянутыми и однообразными.

«Экспертный совет» высоко оценил произведения Юрия. Виталий Красный заметил, что в этих стихах есть какая-то ископаемая драгоценность.

Дмитрий Гусев удивил меня образом лирического героя-гопника. Внешнее амплуа он выбрал соответствующее. Вот только было во всём этом что-то ненастоящее, так и хотелось закричать «Не верю!». Первое стихотворение зацепило правдой поколения, но остальные смазали впечатление наигранностью основного образа.

Сразу возникшую ассоциацию с рэпом отметил Сергей Самойленко, а также назвал эти стихи «голосом поколения». Борис Гринберг сказал: «Мне не приятно это слушать, но тем не менее, я получаю от этого удовольствие». Виталий Красный сравнил выступление с тем, как если бы автор побил зрителей валиком с краской. А Антон Метельков сравнил автора с Борисом Рыжим.

Следующей выступала Мария Дубиковская, занявшая второе место в литературном конкурсе П. Васильева. Её стихи недавно были опубликованы в «Сибирских огнях»

Продолжение вечера я, к сожалению, не застала, но скажу, что выступали ещё 2 поэта: Семен Фиников и Дима Северов.

Процитирую запись в ЖЖ Ирины Кузнецовой

«Персонаж с забавной фамилией Фиников меня расстроил своим абсолютным равнодушием к написанному им (если ему самому так все равно, то сложно в зрителях вызвать что-то иное), и беда в том, что равнодушие это, наверное, не от неумения выступать, не от невыразительной подачи, а внутреннее (по-моему, он даже не особо волновался): он пишет о вещах с какой-то усталостью и безразличием, долго, красиво сплетая слова, но звучит во всем этом только пугающая пустота. Такие стихи слушать страшно, потому что начинает казаться, что ты сам понемногу пропитываешься этим ядом.

Дима Северов, выступавший в самом конце, стал тем финальным аккордом, который наконец-то проник много глубже поверхности. Меня оттолкнула его демоническая улыбка, жестокая и сумасшедшая, его благотворительность (этот вечер был благотворительным с его подачи – собирали деньги для девочки с опухолью мозга ) и совершенно сразила великолепная актерская подача и замечательные стихи. Его нужно читать, а ему нужно выступать. И пьесы писать. И актером играть в спектаклях тоже. Таких сложных, неоднозначных людей хочется видеть, наблюдать за ними и слушать, вбирать по капле. Надеюсь, что его выступления теперь станут чаще, и мы еще как-нибудь пересечемся.»

Вообще, после этого вечера я встретила уже не мало положительных отзывов о стихах Дмитрия Северова. Сама же уже давно с удовольствием познакомилась с его незаурядным творчеством.

Итак, поэтический диагноз вынесен, а рецепт для всех один: употреблять побольше чужих стихов и любить их сильнее, чем свои.

Недавно на встрече в «Трубе» Михаил Немцев сказал, что в Новосибирске не хватает фигуры литературного критика. Пока это действительно так. Но такие мероприятия, как это, – первый шаг на пути к организации качественного литературно-критического пространства в нашем городе.

Метки: , , , , , , , , , , , ,

Один комментарий на “Диагноз: «Высокая болезнь»”

  1. J.Smith сказал:

    Настоящий Гусев, чего вы так…:)

Оставить комментарий