Культура глазами филолога

Автор: Марина Вдовик (Ноздрюхина)     Категория: Статьи, мысли

Научно-популярные лекции Евгения Соснина в книжном магазине «Плиний Старший» входят в цикл исторических встреч «Утраченные сказания. По страницам книг вглубь веков». 26 апреля в 18:30 состоялась встреча на тему «1 МАЯ сквозь века. История праздника».

Основная функция любого праздника – объединение людей. Праздник связан, прежде всего, с растительностью, поскольку живая природа – это то первое, с чем сталкивался и в чём развивался человек. Лес давал ему и пищу, и кров, и материальные блага.

Само слово «праздник» заимствовано в русский язык из старославянского. В русском языке есть соответствие – «порожняк». Таким образом, праздник – это пустой, праздный, день, ведь в праздники отдыхают. Это время перехода от старого к новому, поворотная точка в жизни людей.
* Per- // * por- — древний корень, к которому восходит слово «праздник». Если мы рассмотрим исходный вид этого корня, то обнаружим глагол «переть», от которого образуется это слово. Он обозначает не только «нести что-то тяжёлое», но и «идти напролом». Если мы возьмём корень в чистом виде, то получим приставку пере-. А если задействуем второй вариант – *por- — получим слово «порог», которому в литовском языке соответствует слово pergas – лодка-долблёнка.

Лодки-долблёнки

Такие лодки выжигались или выдалбливались из цельных кусков дерева. Соотнеся эти значения мы узнаем первоначальное значение слова «порог», а именно, бревно, лежащее в основании двери. И мы приходим к выводу, что все наши корни обозначают одно – дерево, обработанное руками.

Во многих праздниках присутствует дерево: новогодняя ель, майское деревце, йольское полено.

Майское дерево

Выясняется, что праздник – это не столько время, сколько место. Изучая слово, мы можем определить, где проводились праздники. Есть ещё одно родственное слово, не сохранившееся в языке – перегиня, т.е. лесистый холм. Самый распространённый европейский ландшафт – заболоченная холмистая территория, покрытая густыми лесами. Первоначально ёлку наряжали как раз в лесу, и только гораздо позднее деревья стали ставить в домах. Праздник всегда отмечался в сакральном месте, которое представляло собой элемент наиболее архаичного ландшафта.

Праздник 1 мая создали кельты, прародители современных ирландцев, валлийцев, бретонцев. Они первыми из индоевропейцев пришли в древнюю Европу. Первая кельтская культура (гальштатская) возникла в 1 тыс. до н.э. Они – основатели железной металлургии, именно кельты изобрели топор, ножницы, пилу, даже – бритву. Они же научили более поздние народы строить храмы, дали основы социальной иерархии.

Если кратко резюмировать сущность кельтской культуры, мы получим древопоклонничество. Недаром само слово «друид» в переводе означает «древовед».
Друид

Их идея священной рощи (поклонение деревьям как духам и запрет на вторжение в эти рощи для всех, даже для дворянского сословия) в нынешней культуре перевоплотилась в заповедники, куда есть доступ только профессионалам-лесникам. Даже друиды ходили туда только в сакральные дни.

Само название «кельты» достаточно спорно. Судя по всему, исходное слово – ирландский глагол «ceilid», имеющий значение «прятаться, скрываться». Самоназвание вошло в финский язык как обозначение жёлтого цвета – «keltainen».

Кельты мерили время по лунному календарю – только дважды – зимой и летом. Сутки они считали с ночи. Весной верховное солнечное божество Бэл поднималось из-за горизонта, и мир проявлялся. Поскольку кельты были привязаны не к сельскому хозяйству, а к сезонам, то главным для них был выпас скота. Соответственно, зима для них начиналась тогда, когда скот загонялся в стойло, а лето – когда он выгонялся на пастбище, т.е., где-то около мая. Первое полнолуние, когда начинается тепло, и стало временем праздника Бэлтайн («огонь Бэла»). Солнце, восходящее над деревьями, давало представление о пробуждении природы после зимнего сна.

Beltane

Чтобы воспроизвести эту картину друиды зажигали на холмах священные огни.
Пришедшие на смену кельтам германцы тоже отмечали свои весенние праздники. Но германцы жили по солнечному календарю, т.к. были привязаны к сельскому хозяйству. Их праздники приурочивались к марту-апрелю, когда начинались работы. Первым праздником такого рода была Пасха (евр. Песах), которую германцы называли Eostra (сравните с современным английским Easter). Эостра – имя богини плодородия, богиня восходящего солнца и прорастания семян.

Славяне отделились от индоевропейского общества достаточно поздно, в 5 веке до н. э. Они сразу же шагнули в христианство, не успев развить свою полнокровную мифологию, поэтому состав весенних праздников у них довольно размытый. Можно выделить встречу жаворонка (22 марта), Троицу, Вербное воскресенье, русальную неделю (зелёные святки).

Beltane

В славянской традиции май отмечен не был. Традиция 1 мая, такая чёткая дата, указывает на позднее время появления. Вспоминается один из самых популярных советских праздников, его знаменитый лозунг «Мир, труд, май» указывал на связь между всеми традициями, о которых было рассказано выше: кельтская – почитание природы, германская – почитание труда, сельского хозяйства, славянская – почитание деревьев, холмов и духов-покровителей.

1 мая 1886 года в Чикаго произошла забастовка рабочих, которые требовали установление восьмичасового рабочего дня. В июле 1889 года на Парижском конгрессе Второго Интернационала дата 1 мая была официально признана как Международный день солидарности трудящихся. В России 1 мая впервые было отмечено в 1890 году. Именно тогда праздник приобрёл политический смысл. Но тем-то он и интересен. В советские времена 1 мая объединило все уровни культуры, начиная с древнейших времён и завершая современностью. Несмотря на разнообразные митинги, основная масса населения отмечала 1 мая на дачах, опять-таки, буквально воспроизводя лозунг, т.е. мирно трудилась на земле.

1 мая – универсальный праздник, аккумулировавший в себе всё наследие человечества и в который раз заставляющий нас поразмыслить не только над праздничными вещами, но и над вещами серьёзными, над происхождением культуры и наших собственных истоков.

Автор статьи – Юлия Савватеева

Метки: , , , , , , , , , ,

Один комментарий на “Культура глазами филолога”

  1. Парфен Рогожин сказал:

    Привет автору! ;)

Оставить комментарий