О встречах в клубе «Диалог»

Автор: Марина Вдовик (Ноздрюхина)     Категория: Репортажи

18 января в комплексном отделе художественной литературы Новосибирской областной юношеской библиотеки возобновил свою работу историко-литературный клуб «Диалог», возглавляемый ведущим библиотекарем, кандидатом филологических наук Сосниным Евгением Викторовичем. Председатель клуба является серьёзным специалистом по истории языка, защитил в Барнауле диссертацию «Древнегерманская мифопоэтическая модель мира и её реконструкция в произведениях Дж.Р.Р. Толкина», а творчеством великого писателя занимается уже около четверти века.

Первое после новогодних праздников торжественное заседание было посвящено экранизации сказочной повести английского писателя Дж.Р.Р. Толкина «Хоббит, или Туда и обратно». Оно прошло оживлённо, поскольку, как выяснилось, интерес к творчеству Дж.Р.Р. Толкина не ослабевает с годами, и на заседание пришли новые люди, большей частью – школьники, для которых великое путешествие по Средиземью только начинается.

Вначале участники обменялись впечатлениями по поводу экранизации. Фильм понравился всем, и его обсуждение перешло к обсуждению повести. Разумеется, большинство присутствующих воспринимало «Хоббита» как детскую сказку, поэтому главное, на что они обратили внимание, это на некоторую серьёзность фильма и гораздо больший размах постановки с добавлением эпизодов, отсутствующих в повести.

В этом месте слово взял председатель. Он поведал слушателям о том, что фильм в действительности снят не по книге «Хоббит», а по небольшой работе Дж.Р.Р. Толкина, которая называется «Поиски Эребора» («The Quest of Erebor»), с добавлениями из приложений к «Властелину Колец».

Эта работа была написана уже после трилогии с целью соотнести несерьёзный тон детского повествования с философскими настроениями эпопеи. Именно оттуда режиссер фильма П. Джексон взял эпизоды, которых не было в «Хоббите»: Светлый Совет в Ривенделле, споры Гэндальфа и Торина из-за Бильбо, а также саму атмосферу повествования, которая удивительно соответствовала духу творчества Дж.Р.Р. Толкина в целом. Так, например, напряжённый диалог Бильбо и Гэндальфа, когда волшебник уговаривал хоббита подписать договор с гномами, построен на рассуждениях Гэндальфа в «Поисках Эребора». Волшебник объясняет, что он выбрал Бильбо из-за его характера и стремления к познанию мира и весьма удивился, когда увидел обрюзгшего мещанина, почти потерявшего интерес к приключениям.

И даже весьма странный маг Радагаст, напоминающий летний вариант Санта Клауса, показан таким вовсе не по своеволию режиссёра. В «Письмах Рождественского Деда», которые Дж.Р.Р. Толкин придумывал для своих детей, упоминается брат Санта Клауса – что-то вроде Летнего Деда, отвечавшего за зверей и птиц. Сравнение рукописей Дж.Р.Р. Толкина, касающихся истории Средиземья, позволяет предположить, что Летний Дед и был прообразом Радагаста.

В рассказе председателя перед слушателями оживали глубинные смыслы, скрытые от поверхностного взгляда в недрах самого языка, ведь Дж.Р.Р. Толкин был прежде всего филологом, специалистом по древним языкам, и даже такая простая на вид сказка при детальном рассмотрении оказывается сложной реконструкцией, опирающейся на древние тексты: древнеисландскую «Старшую Эдду», где рассказывается о гномах и приводятся их имена (Ойн, Глойн; Фили, Кили; Бифур, Бофур, Бомбур и т.д.), англо-саксонский эпос «Беовульф» (борьба героя с драконом), и даже «Государство» древнегреческого философа Платона, у которого Дж.Р. Р. Толкин «позаимствовал» волшебное кольцо.

Происхождение слов, их скрытые значения, недоступные для неспециалиста, превращают незатейливое повествование о приключениях героев в философскую притчу о поиске собственного места в мире и сражении со своими «драконами». А о том, как это получается, Вы можете узнать на заседаниях клуба, которые проходят каждую чётную пятницу месяца с 18:00 до 20:00 в отделе художественной литературы Новосибирской областной юношеской библиотеки  (Красный проспект, 26).

Ближайшая встреча состоится 23 января, с 18:00 до 20:00 в отделе художественной литературы.

Метки: , , , ,

Оставить комментарий